В СОШ№26 состоялся совместный семинар ГМО русского языка и творческой мастерской «Уроки нравственности»
28 сентября в СОШ№26 состоялся совместный семинар ГМО русского языка и творческой мастерской «Уроки нравственности» преподавателей литературы. На первом организационном семинаре были рассмотрены проблемы преподавания русского языка и литературы. Дан план работы на 2021/22 уч.год.
Слушателям семинара был представлен анализ результатов ГИА. с результатами ЕГЭ 2021г. Ознакомила педагогов с данным материалом председатель региональной предметной комиссии Колодезникова Лидия Петровна.
Дана оценка работе предметной комиссии в период проверки экзаменационных работ. Деятельность по проверке проходила в плановом режиме, без конфликтов, с соблюдением информационной и медицинской безопасности.
Впервые из-за пандемии выпускники 2021 года, не планирующие поступать в вуз, имели возможность сдавать ГВЭ для получения аттестата. Это более простая форма выпускных испытаний явилась компромиссным решением в сложившихся условиях и обеспечила качественный подход к оценке знаний учащихся.
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету в Якутске составило 2277 выпускников. В 2021 году отмечается понижение основных результатов сдачи ЕГЭ по русскому языку: с 68 баллов в 2020 году до 64 баллов в 2020 году.
Среди ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету МОБУ "Якутский городской лицей", МОБУ "Технический лицей Н.А.Алексеевой", МОБУ "Физико-технический лицей им. В.П.Ларионова", МБОУ "СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина" ГО "Жатай", МОБУ "Табагинская СОШ". Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 100 баллов сдали четыре выпускника общеобразовательных учреждений городского округа «город Якутск». Из них трое – выпускники МОБУ "Якутский городской лицей", одна – выпускница МОБУ "Технический лицей Н.А.Алексеевой".
Представлены сравнительные данные среднего процента выполнения тестовых заданий и задания с развёрнутым ответом - сочинение на основе предложенного текста. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в РС (Я) позволяет выявить состояние преподавания русского языка в общеобразовательных организациях и типичные затруднения учащихся, дать обоснованные рекомендации по повышению качества образования по русскому языку, наметить возможные подходы к обучению в процессе изучения русского языка. На общее понижение результатов ЕГЭ по русскому языку существенно повлияла ситуация, сложившаяся в связи с пандемией.
Предложены рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания русского языка на основе выявленных типичных затруднений и ошибок.
В заключение поставлены задачи перед учителями русского языка и литературы г. Якутска на 2021-2022 учебный год по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Дана характеристика экзаменационной модели КИМа 2022 года: структура заданий, баллы и изменения. Выступление было полезным для сообщества.
Также была поставлена перед учителями словесности задача по исполнению дорожной карты проекта «Литература и жизнь».
Нижник Надежда Николаевна дала теоретические обоснования темы проекта: Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности школьника. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка. Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс.Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Литературное образование - это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализации личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Учитель литературы – это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.
В своем выступлении Нижник Н.Н. также сказала: «Воспитание как стратегическая задача образования в условиях современных вызовов поставлена во главу угла на уроках литературы у каждого учителя. Цель истинного образования на наших уроках–пробудить в молодом поколении стремление ко всему духовно-нравственному. Духовность и нравственность. Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Актуальная задача наших уроков- превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра. В технологии Е.Н.Ильина и программе воспитания Н.Е.Щурковой сказано, что главная задача словесника-создание на уроке особого духовного пространства. Надо помнить, что когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым.» Напомнила о методе духовного контакта «духовная ладошка Ильина», сострадать, понимать, помогать человеку. Чтобы воспитать душу, надо ее иметь самому. Надо, чтобы сам человек светился. Надо достучаться до каждого обучающегося, помочь ему раскрыться, мотивировать его на обучение разными способами. С этой целью и была создана творческая группа педагогов-филологов г. Якутска «Уроки нравственности» Созданию группы по духовно- нравственному воспитанию предшествовало решение сентябрьского совещания работников образования в 2020году. Приказ УО, план работы УО по выполнению решений совещания. Председатель творческой группы - Черных Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ№21,заместитель председателя - Крылова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ№5,пресс-секретарь - Александрова Нинель Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ НПСОШ№2. Наша задача, всех учителей литературы:
• Сформировать в школьниках творческую личность, волевой характер.
• Будущий полноправный гражданин страны должен уметь отвечать за свои поступки, а также стремиться к расширению своего кругозора, он должен постоянно стремиться познать нравственное и духовое устройство мира.
• Научить детей сформировать представление о духовно-патриотическом устройстве мира
• Научить анализировать и оценивать произведения искусства (выходы в музеи, дальнейшее обсуждение с обучающимися
• Заинтересовать ученика книгами, приучить его любить художественную литературу, всемирно известных классиков.
Дорожная карты по реализации проекта «Литература и жизнь» и положения по мероприятиям направлены во все образовательные учреждения. Наша задача организовать в образовательных учреждениях реализацию этой карты. Те, мероприятия, которые обозначены в проектах: «Литературный фестиваль «Будь человеком», «Читающий Якутск», «Родина моя», направлены на формирование разносторонней нравственной личности. Будем все вместе стараться реализовывать наши проекты в повседневную школьную жизнь
СОШ №26.