Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в городском округе «город Якутск» на 2020 - 2021 учебный год
В городском округе «город Якутск» создана и развивается система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью.
По данным муниципальных общеобразовательных учреждений на 2020- 2021 учебный год в городском округе «город Якутск» обучается 859 детей – инвалидов, из них инвалидов – колясочников - 18 (обучается на дому - 15)
В общеобразовательных учреждениях городского округа «город Якутск» созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в зданиях и помещениях образовательного учреждения, их пребывания и обучения в этом учреждении. Пандусы, подъемники имеются в 40 муниципальных общеобразовательных учреждениях.
В городском округе «город Якутск» имеется 4 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждения, где обучается 903 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В коррекционных классах при общеобразовательных организациях обучается – 35 детей, в общеобразовательных классах (инклюзивно) – 1156 детей.
Всего детей с ограниченными возможностями здоровья – 1917, дети – инвалиды без ОВЗ – 177.
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов из общего числа обучающихся общеобразовательных организаций составляет 4%:
- с задержкой психического развития – 923;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 512;
- с нарушениями слуха: глухие – 2, слабослышащие – 35;
- с нарушениями зрения: слабовидящие – 35;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 64;
- с тяжелыми нарушениями речи – 49;
- с расстройствами аутистического спектра – 18;
- с иными ОВЗ – 279
Зачисление в муниципальные общеобразовательные организации городского округа «город Якутск» детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. № 458 и осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Предельная наполняемость обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях городского округа «город Якутск» устанавливается в зависимости от нозологической группы: для обучающихся, имеющих задержку психического развития составляет 14 человек, для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 14 человек. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра – 6 человек.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания необходимых условий для обучения и воспитания детей.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования
по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020- 2021 учебном году получают образование 1211 обучающихся с ОВЗ, из них:
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – 3;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся – 2;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабовидящих обучающихся – 5;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – 45;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 15;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития – 931;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра – 17;
- обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 193.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу проводится занятия внеурочной деятельности. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее
соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Доля детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет 92% (плановое значение – 70%):
Охват детей с ОВЗ и инвалидностью дополнительным образованием
Общая численность детей с ОВЗ и инвалидностью в ОУ |
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дополнительным образованием |
Процент охвата детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дополнительным образованием |
Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дополнительным образованием по направленностям |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
2094 |
1919 |
92% |
1012 |
617 |
487 |
76 |
236 |
338 |
В городском округе «город Якутск» в подведомственности Управления образования Окружной администрации города Якутска функционирует 4 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования с общим охватом 18 203 детей: Дворец детского творчества, Центр технического творчества, Детский (подростковый) центр, Дом детского творчества «Ситим» (с. Хатассы). Из них: количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – 357 детей (2,6%).
Учебный год |
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дополнительным образованием |
Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дополнительным образованием по направленностям |
|||||
социально-педагогическая |
физкультурно-спортивная |
художественная |
туристко-краеведческая |
техническая |
естесственно-научная |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
На территории ГО «город Якутск» на 2020-2021 учебный год из 51 муниципальной общеобразовательной организации обучение на дому организовано в 38. По программам общего образования на дому обучаются 297 обучающихся, из них с ОВЗ - 242, среди них детей – инвалидов – 8, детей – инвалидов – 220. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.
По данным федерального статистического наблюдения “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования” (Форма № ОО-1) на 2020-2021 учебный год в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа “город Якутск” всего:
- педагогов – психологов – 82;
- тьюторов – 22;
- учителей – дефектологов – 9.
Тьюторское сопровождение предоставляется не всем детям – инвалидам и детям с ОВЗ. Согласно ФГОС АООП тьютор выделяется учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение.
На уровнях общего образования в 2020-2021 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях осуществляют 192 педагогических работника.
Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 85 человек до 88.
Поступление выпускников специальных (коррекционных) школ
за последние 3 года
Год |
Количество выпускников |
ССУЗы |
Курсы |
10 класс |
Трудоустройство |
Не заняты (не работают и не учатся) |
Выезд за пределы РС(Я) |
2018 |
87 |
31(36%) |
3 (3%) |
19 (22%) |
9 (10%) |
24 (28%) |
1 (1%) |
2019 |
85 |
43 (51%) |
2 (2%) |
12 (14%) |
11 (13%) |
17 (20%) |
|
2020 |
88 |
38 (44%) |
1 (1%) |
21 (24%) |
11 (12%) |
17 (19%) |
|