Управлением образования ОА г. Якутска в целях исследования уровня организации и качества дистанционного обучения в школах города проведено анкетирование

Все школы города Якутска с 6 апреля с.г. ведут обучение с применением дистанционных технологий. В режиме онлайн обучается 75%, в режиме офлайн - 25% обучающихся.
Управлением образования Окружной администрации города Якутска в целях исследования уровня организации и качества дистанционного обучения в школах города проведено анкетирование. Массовый опрос был проведен 20-23 апреля с.г. по итогам двух первых недель дистанционного обучения. ​В анкетировании приняли участие 37 440 человек, из которых 47,6% - это родители (законные представители), 46,9% - обучающиеся.
Опрос показал, что 39,7% родителей удовлетворены организацией дистанционного обучения, 34,5% ответили, что «не удовлетворены». При этом 54,8% родителей считают, что ребенок научился новым навыкам работы с информационными технологиями, 51,2% родителей отмечают повышение уровня самоорганизации, самодисциплины у своих детей.
61% обучающихся отметили, что дистанционное обучение им дается легко, следовательно, 39% детей обучение дается нелегко, возможно, это - обучающиеся 4-5 классов, которые составляют 30% от всех респондентов. При этом оценивают свои успехи в обучении с использованием дистанционных технологий «высоко» – 11%, «средне» – 74% и «низко» – 15%. Большинство учеников отметили, что по математике, русскому языку, истории, английскому языку показали лучшие результаты, чем при очном режиме обучения.
Анкетирование показало, что 39% школьников выполняют самостоятельную (домашнюю) работу за 1 час, 38% детей уделяет от 1 до 3 часов, у 23% обучающихся занимает выполнение самостоятельной работы от 3 и более часов. Если считать, что 29,7% респондентов – это обучающиеся 9-11 классов, то эти показатели являются вполне приемлемыми. поскольку согласно СанПиНу 2.4.2.2821-10 рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома: 4-5 классы – 2 часа в день; 6-8 классы – 2,5 часа; 9-11 класс – 3,5 часа в день.
Все участники образовательного процесса указывают на следующие трудности: отсутствие непосредственного общения с учителем - 48, 1%, отсутствие общения с одноклассниками – 19,2%, недостаточное владение компьютерными технологиями – 13,4%, трудности в распределении времени (на учебу, на отдых) – 19,7%.

Все респонденты (дети, учителя, родители, руководители) среди наиболее рискованных позиций в организации дистанционного обучения отмечают:
- нестабильный доступ к сети интернет:
- сбои в работе электронных образовательных ресурсов;
Большинство родителей предлагают увеличить объем онлайн-уроков, активнее использовать инструменты, помогающие преподавателям вести предметы с непосредственным общением с детьми.
Отдельный блок вопросов касается сохранности здоровья детей и учителей, соблюдение требований СанПиН, увеличение нагрузки на учителей и детей. Руководители школ отмечают ухудшение зрения, в первую очередь, у учителей преклонного возраста. Остаются открытыми вопросы нормирования труда педагога.
Дистанционное обучение потребовало мобилизации не только профессиональных компетенций, но и физических, психологических усилий педагогов. Так, на подготовку к проведению уроков у 39,5% респондентов уходит от 3 и больше часов. Но еще больше времени занимает проверка самостоятельных работ: у 63,5% - от 3 и больше часов.

Учителя, как и обучающиеся, предпочитают очное обучение, 61,1% учителей готовы воспринять дистанционное обучение в той форме, которое применяется в настоящее время, только как временную меру. Между тем, педагоги города готовы и дальше совершенствовать образовательный процесс с использованием современных технологий в комплексе с очной формой обучения:
- 45,8% педагогов хотят совершенствовать свои профессиональные компетенции по конструированию уроков с использованием электронных ресурсов;
- 58,5% - создавать собственные электронные ресурсы к уроку;
- 43,5% - разнообразить использование сервисов Интернета для организации взаимодействия с обучающимися.
Многие эксперты в мире и России отмечают, что образование после «пандемии» будет иным. Тот опыт, который получен школами, детьми и их семьями будет востребован в будущем и даст новый импульс в развитии.
Управление образования благодарит родителей, детей и педагогов за работу, которая проделана общими усилиями, чтобы образовательный процесс продолжился, что у детей будут летние каникулы и новое 1 сентября. Отдельно спасибо тем, кто принял участие в анкетировании.


Справочно: анкетирование было анонимным, проводилось с использованием Google.

 

Управление образования Окружной администрации города Якутска