100-летие системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия) в городе Якутске
Дан старт 100-летию системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия) в городе Якутске.
100-летие дошкольного образования.
Из истории дошкольного образования.
В 1919 году по инициативе учительницы женской гимназии А.П. Широковой были открыты две летние детские площадки (в городе Якутске и в поселке Марха) для детей школьного и дошкольного возраста, которые работали до 9 часов вечера. Летние площадки имели положительный результат, так как у детей появлялось желание посещать их, и впервые было показано женщинам как и чему надо учить и воспитывать детей. Осенью 1920 года при широком участии общественности открылись детские сады «Очаг», «Детский труд» и «3-й Интернационал».
В 1922 году для детей якутов открывается детский сад «Национальный». Открытие этого сада способствовало охвату якутских детей общественным дошкольным воспитанием и сыграло определенную роль для подготовки национальных кадров для дошкольных учреждений, работающих на родном языке. Вся работа в детском саду велась на якутском языке; проводились игры, занятия, беседы; дети любили труд и уже в дошкольном возрасте свободно владели ножом по дереву, бересте, из которых могли делать различные игрушки. Позднее этот детский сад был превращен в опорный Якутский национальный опытный показательный сад. Заведующей была назначена Корнилова Елизавета Георгиевна. Многие воспитанники детского сада впоследствии стали учеными, врачами, учителями и всегда с благодарностью вспоминали о своих первых детских впечатлениях, связанных с пребыванием в детском саду.
Дошкольные учреждения в этот период руководствовались в своей работе методическими письмами, изданными Наркомпроссом РСФСР, например, «О гигиене воспитания в дошкольных учреждениях», «О работе по природоведению», «Место и роль строительного материала», «Живое слово и книжка», «О планировании и учете» и другими.
Большое внимание уделялось задачам организации педагогической пропаганды, углубленной работе с родителями, систематической просветительской работе среди населения, проводились вечера вопросов и ответов, дежурства родителей, организовывались родительские уголки. Большую роль сыграли центральные и местные методические кабинеты по дошкольному воспитанию. К 1941 году в городе Якутске уже функционировало 16 детских садов, с охватом 972 ребенка. В первую очередь устраивались дети родителей, призванных на войну.
В первые послевоенные годы решались задачи восстановления и укрепления материальной базы детских учреждений, повышения уровня педагогической подготовки. Большое внимание уделялось сельским детским садам. В пригородах – Хатассах, Тулагино-Кильдямцах, Капитоновке открывались летние площадки.
21 мая 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшения воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Был создан новый тип дошкольного учреждения – ясли-сад для детей преддошкольного и дошкольного возраста. В этот период в городе Якутске появились ведомственные ясли-сады.
В 90-е годы система городского дошкольного образования вступила в новый этап развития. Коллегией Министерства просвещения ЯАССР утверждается первая «Концепция развития национальных детских садов», в дошкольных образовательных учреждениях появились социальные педагоги. С целью развития способностей детей дошкольного возраста воспитателями ведется дополнительное образование художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и других направлений. (По материалам Музея истории образования г. Якутска).
В настоящее время в городском округе «город Якутск» осуществляют деятельность 61 муниципальное дошкольное образовательное учреждение, которые посещают 18 854 ребенка дошкольного возраста и 39 частных детских садов с охватом 3 522 ребенка. Поддерживаются все формы организации дошкольного образования - группы кратковременного пребывания, семейные группы, консультационно-методические центры, гувернерская служба, лекотека. Внедрены федеральные государственные образовательные стандарты, изменился правовой статус сферы дошкольного образования. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первым уровнем общего образования, что позволило, в первую очередь, повысить статус воспитателя.