Итоги работы круглого стола «Моделирование работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: подходы и проекты»
18 февраля, 2022 - 14:58
17 февраля в рамках февральского совещания работников образования городского округа «город Якутск» состоялся круглый стол «Моделирование работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: подходы и проекты». Модератором круглого стола выступил Константин Константинович Чичигинаров, директор МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» городского округа «город Якутск».
В работе круглого стола приняли участие более 100 педагогов и специалистов из общеобразовательных, городских и республиканских коррекционных школ, представители республиканского центра психолого-медико-педагогических комиссий.
Предметом обсуждения круглого стола стали вопросы, связанные с организацией ресурсного центра для родителей детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии и демонстрации опыта работы педагогов коррекционных школ для родителей по вопросам обучения, воспитания и развития.
Круглый стол прошёл в три этапа, где педагоги коррекционных школ делились опытом работы с родителями детей с ОВЗ разных нозологий; обсуждали вопрос о необходимости создания единого ресурсного центра для родителей и подвели итоги работы круглого стола.
В работе круглого стола приняли участие:
1. «Особенности работы с родителями детей ОВЗ в условиях коррекционной школы», Корнилова Альбина Альбертовна, социальный педагог, МОКУ С(К)ОШ-И №34.
2. «Работа с родителями ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра», Медведева Светлана Витальевна, заместитель директора по УВР, АШИ №28.
3. «Организация работы с родителями обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому», Иванова Валентина Никоновна, учитель домашнего обучения, МОКУ С(К)ОШ №4.
4. «Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании детей с ОВЗ», Лукина Маргарита Владимировна, учитель, МОКУ С(К)ОШ №4.
5. «Опыт работы с родителями детей с ТНР», Антонова Елена Павловна, ГКОУ РС школа-интернат для обучающихся с ТНР.
6. «Проект создания единого ресурсного центра на базе МОКУ С(К)ОШ-И №34», Христофорова Марианна Анатольевна, заместитель директора по ВР, МОКУ С(К)ОШ-И №34.
В своем выступлении Константин Константинович Чичигинаров подчеркнул, что создание единого ресурсного центра, в первую очередь направлена на оказание помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями, которые обучаются в общеобразовательных школах в условиях инклюзии. В настоящее время решение вопроса обучения детей с нарушениями в развитии зависит от заключения психолого-медико-педагогической консультации, желания родителей и готовности общеобразовательной школы принять «особенного учащегося», для чего она должна решить ряд задач: организовать работу с родителями детей с ОВЗ; подготовить педагогический состав к обучению школьников с особыми образовательными потребностями; предусмотреть в образовательном процессе реализацию коррекционных программ; обеспечить наличие и применение материально-технических средств обучения, удовлетворяющих потребности разных категорий детей.
Качественно и быстро решить данные задачи для внедрения инклюзивного образования невозможно. Значительную психолого-педагогическую и методическую поддержку может оказать ресурсный центр, при создании которого целесообразно использовать ресурс специалистов коррекционных школ и школ-интернатов, расположенных на территории г. Якутска, имеющих не только библиотечный ресурс специальной дефектологической литературы, квалифицированных специалистов в штате, но и многолетний опыт обучения «особенных» детей.
Участники круглого стола отметили, что ежегодно увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, поэтому деятельность ресурсного центра должна быть направлена на консультативную деятельность родителям (законным представителям) и педагогам в общеобразовательных организациях в рамках реализации инклюзивного образования.
Рабочей группой единого ресурсного центра на базе МОКУ С(К)ОШ-И №34 был предложен основной механизм реализации консультационной помощи для родителей (законных представителей) и педагогов, которая будет выстраиваться через взаимодействие всех специалистов коррекционных образовательных учреждений, расположенных на территории г. Якутска, обеспечивающие сопровождение детей с особыми образовательными потребностями:
- МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №4»;
- МОКУ «Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида)»;
- МОКУ «Адаптивная школа-интернат №28 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
- ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих обучающихся»,
- ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
- ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»,
- ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С вышеперечисленными образовательными организациями будут подписаны соглашения о сотрудничестве и внутри учреждений будут создаваться целевые группы ресурсного центра из числа своих специалистов. Создаваемая сетевая система ресурсной помощи позволит определить, какая именно группа ресурсов наиболее актуальна для семьи.
Координатором взаимодействия родителей со специалистами образовательных организаций является МОКУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34”.
Взаимодействие родителей с Ресурсным центром будет осуществляться через социальные сети на странице Instagram и сайте образовательного учреждения МОКУ С(К)ОШ-И №34, где вся необходимая информация будет размещена для родителей (статьи, публикации, книги, видеоматериалы, мастер-классы, фрагменты видеоуроков и видеотренингов, журналы и т.д.). Родители могут задавать вопросы, консультироваться по возникшим вопросам в форуме сайта и директе Instagram страницы образовательного учреждения.
Таким образом, в связи с признанием права детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы в режиме инклюзии единый ресурсный центр станет необходимым звеном для качественной реализации этого права. И специальные (коррекционные) школы могут успешно выступить этим звеном!
По итогам круглого стола выработаны предложения.
Директор МОКУ С(К)ОШ-И №34 К.К. Чичигинаров
Заместитель директора по ВРМОКУ С(К)ОШ-И №34 М.А. Христофорова
Галерея: