Творцы успехов на экзамене
Образовательная деятельность — совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами. (Модельный закон о статусе работника образования Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 27-13 от 16 ноября 2006 года. (постановление N 27-13 от 16 ноября 2006 года)).
В таких определениях зачастую отсутствует родительский фактор, который имеет более весомый вклад и значение как в процессе подготовки к экзаменам, так и в дальнейшей судьбе ученика. Современная система сдачи экзаменов существует уже достаточно времени, и все уже должны были привыкнуть к основным требованиям, которые предъявляются при оценке знаний, которые предъявляются при ОГЭ или ЕГЭ, но для учеников это каждый раз новый вызов в их жизни.
Хотелось бы былое подробно остановиться на процедуре ОГЭ. Данная процедура имеет больше сложностей:
- Количество учеников сдающих экзамены в форме ОГЭ значительно выше чем в форме ЕГЭ (к примеру в 2018-2019 в МОБУ СОШ № 24 им. С.И. Климакова (ОГЭ -102 ученика, ЕГЭ -35 учеников)
- Отсутствие опыта . Для учеников все происходит в первый раз (форма, процедура, подготовка к экзаменам)
- Формирование групп риса (как по учебным показателям, так и личностным)
- «Фактор взрослости» ученик сам уже должен решить идти ему дальше в 10 класс или выбирать среднеспециальное образование. И тут огромное влияние имеет как раз «родительский фактор»
Работа по подготовке к ОГЭ недолжна начинаться только в сентябре, когда ребята пришли в 9 класс. В этот период они уже должны определиться с экзаменами, которые будут сдавать и о своей дальнейшей судьбе. К сожалению, при неправильной организации данной работы многие ребята теряются и осуществляют выбор не обдумано, выбрав тот экзамен, который им будет сдавать проще, но при поступлении убудет бесполезен. Или же поддадутся влиянию одноклассников и друзей и сдадут экзамен «за компанию».
Для успешной подготовки, сдачи экзаменов и дальнейшего обучения активное участие должны принимать все участники образовательного процесса.
Ученики- самая сложная роль в данном процессе у них. Нужно не только систематизировать все получение ранее знания, но и в нужный момент их использовать и при этом сохранять спокойствие.
Учителя- по мимо основных знаний, которые даются детям на уроках, организовывают консультации, пробные тестирования, зачастую индивидуальную работу (в случаях когда ученику предстоит сдача экзаменов в форме ГВЭ)
Родители – поддержка, настрой, и сопровождение ребенка в этот сложный период. Когда действительно он делает свои первые шаги к взрослой жизни.
Какая же роль школьного психолога? Есть конкретная цель «успешная сдача экзаменов», но для одних — это будет «тройка» для других «пятерка». И одна из трудностей создать те условия, в которых все заинтересованные лица будут нацелены на один результат.
Для этого должны проводиться:
- Родительские собрания (чаще всего индивидуальные консультации как раз с родителями чьи дети входят в «группу риска») данная форма взаимодействия помогает рассмотреть множество вопросов, связанных как с процедурой проведения экзаменов, так и формой подготовки. В этом году проводили экзамен для родителей по всей России и в городе Якутске в частности, это была тоже довольно интересна форма взаимодействия.
- Работа с детьми (диагностика личностных особенностей (самооценка и уровень притязаний) занятия по самоконтролю, наблюдение на тестовых занятиях). Тут стоит отметить что работа с детьми носит ключевое знание. Но при этом в работе часто приходиться объяснять нужность и значимость экзаменов, для многих это «очередная контрольная», но нужно донести что это является началом большого пути.
- Работа с учителями-предметниками, которые почти каждый день сталкиваются с учениками и видят их реальный потенциал, отношения к тем, кто показывает результаты невысокие тоже должно быть объективным.
И все данные действия должны плавно выводить учеников на так называемый пик формы, когда в мае и июне они себя будут чувствовать наиболее комфортно на данном этапе своей жизни. Как и сказано выше это сложной процесс взаимодействия, а скорее даже взаимопомощи в подготовке к экзамену.
Поэтому необходимо работать со всеми, на успешный результат ученика при сдаче экзаменов!
Алексей Попов, педагог-психолог МОБУ СОШ № 24 им. С.И. Климакова.