В рамках проекта «Литература и жизнь» 22 февраля в МОБУ СОШ №15 прошел методический семинар учителей русского языка и литературы, посвященный урокам внеклассного чтения «Книга — это двери, что выводят тебя в жизнь» (Уроки внеклассного чтения в 5- 8 классах).
Директор школы Горбатюк Светлана Юрьевна в своем приветственном слове подчеркнула первостепенную роль учителей русского языка и литературы в формировании нравственных ценностей учащихся и представила участникам семинара методическое объединение учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ №15.
Теоретическую часть семинара представила руководитель МО Васина Дина Юрьевна.
В своем выступлении она показала систему работы школы по формированию у учащихся интереса к литературе через уроки внеклассного чтения.
Учителя школы, проанализировав рабочие программы, КТП и учитывая предпочтения современного читателя, все произведения, предлагаемые для внеклассного чтения, условно разделили на следующие блоки: «Русская литература XIX - XX века», «Зарубежная литература», «Родная природа в изображении русских писателей», «Тема Великой Отечественной войны», «Книги о (для) подростках (-ов)», «Приключения и фантастика», «Произведения регионального компонента».
Дина Юрьевна поделилась и формами проведения уроков внеклассного чтения: читательский дневник, инсценировки, классный урок.
В практической части семинара учителя обобщили свой опыт работы.
На примере рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» Сидорова Светлана Марковна показала как использование на уроках кроссвордов и ребусов способствует повышению мотивации школьников. Учителем были продемонстрированы онлайн — инструменты «Childdeveloр» и «Kvestodel», а также творческие работы учащихся.
Понимая, что создание синквейнов и кластеров требует от учащихся умения найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы, Эдуард Викторови Эрендей активно внедряет эти формы работы в свои уроки. Опыт работы был представлен на примере рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
Парникова Анна Ивановна подняла проблему обучения детей — мигрантов в общеобразовательной школе. С участниками семинара педагог поделилась опытом работы по написанию сочинения — отзыва с использованием речевых клише.
Анна Николаевна Федорова считает, что одним из эффективных способов визуализации на уроках литературы является буктрейлер, который позволяет в увлекательной форме донести до читателя рассказ о книге. Свое выступление она проиллюстрировала буктрейлерами по русской и зарубежной литературе, участвовавшими в городском конкурсе «Выбор Проф».
Лазарович Оксана Александровна представила опыт работы с текстами в урочной и внеурочной деятельности. Педагогом были показаны фрагменты урока внеклассного чтения в 7 классе по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Использование текстов внекласного чтения во внеурочной деятельности было продемонстрировано примером мультимедийного проекта «Верьте, люди, в чудеса!», так как, по мнению учителя, именно эта форма работы способствует развитию творческих способностей, вдумчивому отношению к книге, а также сотрудничеству педагога, ученика и родителя.
В конце семинара ведущий библиотекарь Центральной городской библиотеки им. В.Г. Белинского Ненахова Людмила Николаевна познакомила с литературными новинками для учащихся 5-8 классов.
|
В своем выступлении Нижник Надежда Николаевна, куратор проекта УО «Литература и жизнь», отметила следующее: «Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Большое место в досуге и при саморазвитии человека, а также в его учебной и профессиональной деятельности может занимать чтение. Еще двадцатитрехлетний Л. Н. Толстой, не ставший к этому времени писателем, рассуждал, для чего одни люди пишут, а другие читают. Этот вопрос интересует психологов, литераторов и библиотекарей и сейчас. Вопрос этот не праздный, не проявление любопытства; он имеет существенное значение для понимания духовной жизни, духовных потребностей и интересов человека, удовлетворяемых с помощью чтения. Ведь часто чтение осуществляется из стремления человека найти себе в писателе единомышленника или соответствие переживаний героя книги своему настроению. Поэтому чтение — это не только получение новой информации, но и психорегуляция своего состояния.
При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш- Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению. Мы должны более активно работать с родителями.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка. Поэтому очень важна роль родителей. Педагогам необходимо, конечно же, проводить большую работу с родителями по приобщению детей к чтению и сохранением желания читать постоянно.
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены. Можно привести , например, данное описание из книги, как аргумент, который вызывает желание читать. Сара Джио - Лунная тропа:
«У каждого есть свое счастливое местечко. Сцена, которая сразу же всплывает перед глазами, стоит вам зажмуриться и перенестись мысленно в ту точку земного шара, где жизнь окутывает вас теплом и уютом. Для меня это книжный магазин с его изумрудно-зелеными стенами и огромными окнами, которые служат по ночам рамкой для приветливо подмигивающих звезд. В камине еще пылают угольки, напоминающие по цвету закатное солнце, а сама я сижу перед камином, закутавшись в плед, и с увлечением читаю книгу….»
Необходимо открывать перед ребятами более ярко мир книги.
Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.
Важнейшее предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы.
Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Ведь для того, чтобы понять смысл, который автор стремится донести до читателя, надо читать вдумчиво, внимательно, подключать свой собственный опыт, уметь анализировать информацию. И если читателю это удается, то перед ним раскрывается целый мир интересных событий, глубоких душевных переживаний, интеллектуальных открытий.
Сегодня книга несколько теряет свои позиции по отношению к другим высокотехнологичным средствам коммуникации. Но, на мой взгляд, в этом нет ничего плохого. Электронные книги, которые можно найти в Интернете, значительно облегчают и ускоряют доступ к нужной человеку информации. А сторонников чтение традиционных книг всегда будет много, ведь общение с печатной книгой вызывает особое чувство, будто общаешься с живым человеком.
Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить. Мы с вами, педагоги, должны нести пропагандистскую работу привитию любви к чтению, нужной литературы. Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Книгу стоит называть "большой" или "маленькой" не по количеству страниц, а по тому месту, которое она занимает в твоем сердце.
Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями.
Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги: «...увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. ска¬зал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — со¬всем не то. <...> Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй».
Хорошо, просто замечательно, что этот год посвящен в нашей республике Году чтения. Поэтому все мероприятия, которые предлагаются по линии Министерства образования и науки РС(Я), ИРОи ПК, Управления образования ОА г.Якутска - марафон, проект «Литература и жизнь», необходимо консолидировать, обобщить все мероприятия, составить план и работать в этом направлении. Необходимо всем образовательным организациям активно включиться в работу по организации чтения с обучающимися, родителями. В течение марта мы будем продолжать работать над проектом «Читающий Якутск».25 марта 2022г. у нас пройдет литературный праздник «Парад литературных героев», в данном подпроекте обозначены конкурсы: «Литературные пары»,«Ожившие страницы календаря»,«Служенье муз не терпит суеты», Читательская конференция «Книга в моей семье» - самая любимая, самая ценная, самая старинная», … Конкурс сочинений, на нравственные темы «Золотая литера», «Литературный квест»,литературная игра, «Проект «Читаем всей семьей», Аукцион «Популяризация книг»,другое. Так, что всем предлагаем всем активно участвовать в наших мероприятиях».
СОШ №15 г.Якутска