Городской методический семинар для педагогов города: «Цифровые технологии в преподавании русского языка и литературы», в рамках проекта «Литература и жизнь»
8 февраля прошел городской методический семинар для педагогов города по следующей проблеме: «Цифровые технологии в преподавании русского языка и литературы», в рамках проекта «Литература и жизнь».
Данный семинар проведен по ВКС и провели его учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №18 ГО «город Якутск».
Педагоги школы показали свой практический опыт в использовании технологии ИКТ на своих уроках.
Открыл семинар с приветственным словом директор школы Петров Алексей Кузьмич, он провел виртуальную экскурсию по школе, рассказал о наиболее важных направлениях работы школы, поприветствовал участников семинара и пожелал всем творческих успехов.
Нижник Надежда Николаевна, Управление образования, руководитель проекта, в своем выступлении заострила внимание участников семинара на отдельных аспектах применения цифровых технологий в работе учителей русского языка и литературы.
Например, таких, использование ИКТ на уроках литературы способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучению литературы: формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности речи.
Учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить задачу, одну из важных задач – повышение уровня знаний, качества знаний на более высоком уровне.
Направления использования ИКТ на уроках русского языка:
• Применение учебных электронных изданий по русскому языку и литературе, ресурсов сети интернета.
• Разработка презентации к урокам русского яз. и литературы, лекций-презентаций, слайд-шоу. Здесь можно дать обучающимся- наглядное представление о лингвистических явлениях. Изучение орфографии и пунктуации более доступными средствами.
• Осуществление тестового контроля знаний обучающихся- здесь Система тестового контроля
• Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Формы использования ИКТ- готовые электронные продукты, мультимедийные презентации, видеоролики,ресурсы сети интернет
Влияние использования ИКТ на ученика
• ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• Способствует повышению познавательного интереса к предмету;
• Содействуют росту успеваемости учащихся по предмету;
• Позволяет учащимся проявить себя в новой роли.
Информационно- коммуникативная компетентность учителя
• Это совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения иформационным технологиям, а также способствовать к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Профессиональная компетентность педагога :
• Умение перевести тему урока в педагогическую задачу, практическая значимость материала;
• Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую;
• Компетентность в методах преподавания;
• Умение вести самостоятельный поиск информации;
• Компетентность в педагогическом оценивании.
Перспективы:
Использование интерактивных методов обучения.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий.
Развитие творческого потенциала обучающихся и самого педагога через организацию отдельных форм работы:
1. Поэтического клуба или другого литературного;
2. Выпуск альманаха стихов обучающихся школы, сочинений, прозы;
3. Создание альбома лучших иллюстраций русских и якутских писателей и поэтов;
4. Оформление каталога творческих проектов учащихся;
5. Разработка методических рекомендаций;
6. Публикация своего опыта;
7. Взаимодействие с педагогическим сообществом.
«Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, так как в современных условиях возникла необходимость более рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Слово- первично. Однако цифровые инструменты не просто не противоречат преподаванию, но и помогают заинтересовывать учеников усваивать информацию»,- отметила в своем выступлении Константинова Изабелла Афанасьевна, заместитель директора МОБУСОШ№18. Захарова Лидия Афанасьевна, руководитель МО учителей русского языка и литературы, поделилась своими профессиональными наработками как использовать на своих уроках онлайн-квесты, инфографику, на какие цифровые платформы и сервисы обратить внимание учителю, чтобы при наименьших затратах времени создавать интересные, эффективные уроки, отвечающие вызовам современного образования. Лидия Афанасьевна провела мастер-класс для педагогов города на высоком профессиональном уровне, показала свою очень хорошую компетентность, умение в использовании цифровых технологий и активном их применении на своих уроках . Вызвала своим выступлением высокую оценку своего творческого труда у слушателей, многие из которых возьмут на вооружение то, что было предложено и показано педагогом.
Местникова Антонина Дмитриевна подробно рассказала об использовании сервиса Learning Apps на материале урока по сказке -были А. Платонова «Неизвестный цветок» в 6 классе. Подметила преимущества данного сервиса. Показала, как составлять карточки к словарным словам, создавать интерактивные задания, проводить опрос.
Прокопьева Елена Меркурьевна представила фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря "Февральская лазурь". Собирание материала к сочинению путем составления рабочего листа». Методически грамотно выстроенный урок развития речи позволяет ученику понять, что от него требуется и как добиться того, чтобы не только рассказать о своих мыслях и чувствах, но и написать; помогает поверить, что работа над сочинением - вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителем; настраивает на то, что сочинение - это радость, радость, которую он должен добыть своими руками. Учитель тщательно выстроила всю подготовку обучающихся к написанию сочинения. Если учитель с 5 класса систематически будет таким образом готовить своих детей к написанию письменных творческих работ, в дальнейшем дети покажут хороший результат. Очень все выстроено методически грамотно и профессионально, ведь не секрет, что не все педагоги так тщательно готовят детей к творческой работе, поэтому опыт данного педагога заслуживает внимание всех. А на семинаре присутствовали, кроме руководителей МО школ города, молодые педагоги творческого клуба «Магия слова», думаем, что данный опыт им будет очень полезен также.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно - популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. О приемах смыслового чтения рассказала и показала в своем мастер-классе Моисеева Нина Михайловна, учитель высшей категории Отличник образования РС(Я). Нина Михайловна подробно рассказала и показала присутствующим методику смыслового чтения на уроках литературы. Данное представление опыта также проведено на высоком профессиональном и методическом уровне. Семинар прошел на достаточно высоком организационном уровне, были рассмотрены различные аспекты работы с обучающимися в современной школе.
Такие семинары очень востребованы, так как позволяют обмениваться опытом, представлять опыт своей работы, обсуждать с коллегами, насколько актуально данное направление.
В заключение работы семинара прозвучали отзывы, слова благодарности за профессионализм и получение позитивных эмоций, знаний, педагоги говорили о том, что опыт работы педагогов МОБУСОШ №18 постараются применять в своей работе. Было высказано пожелание всем встретиться на очном семинаре по данной проблеме в МОБУСОШ№18 в дальнейшем, хотелось бы ближе познакомиться с работой данного МО увидеть другие методы и формы работы педагогов данной школы. Желаем педагогам школы творческих успехов, поиска и находок интересных форм работы с обучающимися -все это повышает качество образования и воспитания ваших детей. Молодцы! Так держать!
Нижник Н.Н.,УО, Константинова И.А., заместитель директора МОБУ СОШ№18.