Городской семинар учителей русского языка и литературы в школе №9
В режиме видеоконференцсвязи 9 ноября МОБУ СОШ №9 им. М.И. Кершенгольца проведен городской семинар учителей русского языка и литературы «Духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» в рамках городского проекта «Литература и жизнь».
Нина Петровна Черных, директор школы и Диана Николаевна Заздравных, заместитель директора по качеству образования представили вниманию учителей условия, созданные школой, для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. В своем выступлении они отметили следующее:
«В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован национальный воспитательный идеал – государственный заказ школе. Одной из главных его составляющих является «укорененность (личности) в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Девятая школа города Якутска вкладывает базовые ценности в основу уклада школьной жизни, определяет в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Этнокультурное образование в девятой школе, являющейся Ассоциированной школой ЮНЕСКО, основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих Якутию, и направлено на защиту и развитие культуры и традиций коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия).
Обучение в школе проводится на русском и якутском языках. Кроме этого, особое внимание уделяется и другим языкам: английскому, французскому, китайскому. Эти уроки являются хорошей основой для базового уровня владения языками, каждый из них несет в себе код культуры определенного народа. А это значит, что выпускники школы – это уже состоявшиеся личности, приспособленные к жизни в поликультурной среде, что немаловажно в условиях современности.
Ежегодно наши ученики принимают активное участие в городских, республиканских олимпиадах по якутскому языку и КНРС(Я), в городских конкурсах «Два языка - два родника», «Я - якутянин», «Якутия – край родной», в школьном фестивале «Дружба народов», в научно-практических конференциях, в фольклорных фестивалях. Школьники занимают призовые места, расширяют свой кругозор, знакомятся с детьми, делятся опытом, с интересом смотрят выступления других детей и учатся многому у них.
В апреле 2020г. Девятая школа награждена Дипломом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны» в номинации «Лучшая школа с этнокультурным компонентом».
Патриотическое воспитание в школе сложилась много лет тому назад. В 2007 г. в кабинете истории был открыт музей истории школы. А поисковая работа началась намного раньше – в 1999 г. Именно в тот год школе было присвоено имя участника войны, заслуженного учителя школы ЯАССР и РСФСР, отличника народного просвещения РСФСР Моисея Израилевича Кершенгольца. Собран большой объем материала, позволяющий воссоздать почти вековую историю школы. И, конечно, большое внимание здесь уделено периоду Великой Отечественной войны. В общей сложности учащимися собран материал о 12 ветеранах-педагогах, в том числе об учителях — блокадниках Ленинграда, а также о некоторых выпускниках школы, которые ушли на фронт защищать Родину.
В 9 школе открыты именные кабинеты ветеранов Великой Отечественной войны: участника исторического Парада Победы 1945 г., учителя физики и физвоспитания Константина Евгеньевича Корякина и заслуженного учителя ЯАССР, учителя истории Емельяна Степановича Таркина. Учащиеся школы свято чтут память учителей-ветеранов Моисея Израилевича Кершенгольца, Константина Евгеньевича Корякина, Емельяна Степановича Таркина, Милия Кондратьевича Малеванчука, Виктора Львовича Половинкина — тех, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины.
В школе проводятся акции проекта «Помнить – чтобы жить»: «Наследники Победы», «Улица Победы», «Стена Памяти», «Снятие блокады Ленинграда». Проходят мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение традиционной Музыкально-литературной гостиной «Поклонимся Великим тем годам», Смотра песни и строя, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, конкурсы «Отец и сын», «Курс молодого бойца». Ведется диалог с ребятами о патриотизме, о годах войны, о долге перед Родиной.
В октябре 2019г. в школе состоялось Торжественное открытие военно-исторического клуба «РККА» (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). На церемонии открытия присутствовали представители ДОСААФ России Республики Саха (Якутия), Якутского окружного казачьего общества «Якутский казачий полк», Военного комиссариата России Республики Саха (Якутия).
Юнармейцы школы принимают участие в шествии «Бессмертного полка». Для ребят данная акция является самым ярким и незабываемым событием в жизни.
В августе 2020г. ученики нашей школы с учителем истории участвовали в поисковой экспедиции «Вахта Памяти» в Ельнинском районе Смоленской области. В районе деревни Гурьево были подняты останки 266 воинов, погибших на нашей гвардейской земле в суровом 1941 году. В том числе установлено 16 имён.
Семья и школа на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения человека в большой мир.
Школа включает семью в свое образовательное пространство, для чего организуются мероприятия, основной целью которых является улучшение детско-родительских отношений.
Детско-родительские мероприятия способствуют сплочению классных и родительских коллективов, адекватизации стиля воспитания детей родителями, воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
В течение ряда лет школой проводилась общешкольная благотворительная акция «Купи ромашку - помоги больным детям», посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Ребята дома вместе с родителями своими руками делали ромашки из бумаги, картона, дерева, пластилина, теста, глины. Вязали ромашки крючком, вышивали цветы на полотнах и продавали на улицах города, в торговых центрах. Вырученные деньги шли на лечение детей больных туберкулезом.
Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.
Взаимодействие школы и семьи должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся является залогом полноценного развития ребенка.
В 2017г. школа награждена Дипломом Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями.
В школе ведётся большая и планомерная работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которая поднялась на качественно новый виток вследствие сотрудничества с православным педагогом Владой Владимировной Воскресенской, педагогом-психологом по образованию, «Отличником просвещения РСФСР», «Серафимовским учителем», награжденной орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени.
Программы по духовно-нравственному воспитанию Влады Воскресенской хорошо известны в России. Влада Владимировна простым и понятным языком, приводя жизненные примеры и используя яркие образы, объясняет, как стать счастливым человеком, прописные истины информирует не в виде нотаций или запретов, а как повод к самостоятельному размышлению при очень верно смоделированной мотивации – ради своего счастья».
Затем учителями русского языка и литературы проведены открытые уроки «Литература - основа духовно-нравственного воспитания». Три открытых урока учителя показали фрагментами.
Урок в 10 классе «Нравственные основы становления личности А. Н. Островского» проведен учителем высшей категории Стояногло Виолеттой Викторовной.
Цель фрагмента урока, которую поставила педагог перед детьми- познакомить их с личностью и творчеством великого русского писателя А.Островского, уметь свободно оперировать знаниями об авторе, познакомить с жанром драмы в творчестве Островского, развивать монологическую речь, мышление, память учащихся, прививать интерес к чтению художественной литературы, воспитывать интеллектуально развитую личность. Детям было дано домашнее опережающее задание:
• Самостоятельно изучить биографию писателя;
• Ответить на вопросы:
-- с какой целью мы изучаем биографии писателей, поэтов?
-- какие факты из жизни Островского показались вам наиболее интересными и почему?
-- в какой семье воспитывался писатель?
-- что дало ему в жизни воспитание в такой семье?
-- как повлияло на формирование его личности?
Была представлена беседа с учащимися по вопросам:
• Учитель: с какой целью мы изучаем биографии писателей, поэтов?
Ученик: мы должны знать, в какое время он жил, каким он был человеком, что было для него важным, чтобы понимать его произведения
• Учитель: какие факты из жизни Островского показались вам наиболее интересными и почему?
• Ученики: будучи назначенным в конце 1885 г. «начальником московских театров», Александр Николаевич по вступлении в должность большое внимание уделял вопросам образования и организации быта театральной школы, морального облика воспитанников и т.д.
При подведении итогов урока учитель подчеркнула роль семьи в воспитании духовной личности ребенка.
На вопросы:
• где закладываются духовно-нравственные начала в человеке? Как семья влияет на становление личности? Какие выводы вы сделали для себя? Как примените полученные знания в будущем?
Ученики ответили следующее: духовно-нравственные начала закладываются в семье. Именно отношения между родителями, отношение к старшему поколению, отношение к детям являются примером для ребенка. Мы считаем, что то, что было заложено в нас родителями, мы должны развивать. В будущем, когда мы сами станем родителями, мы постараемся воспитывать своих детей в любви и понимании, в уважении к старшему поколению.
Урок в 9 классе «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Раздумья о смысле жизни, о поэзии» проведен учителем высшей категории Мордосовой Любовью Иннокентьевной. Любовь Иннокентьевна-педагог опытный, методику преподавания литературы знает досконально. На фрагменте урока использовались следующие методы: эвристический, беседы, фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, комментированного и выразительного чтения.
Оформление и оборудование урока: видеоряд; тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов, фото Александрийского столпа, эпиграф.
Хотелось бы, конечно, чтобы тема эта была преподнесена нам очно, чтобы могли насладиться мастерством педагога на целом уроке, а не фрагментарно. Но это требование времени.
Урок в 6 классе «Проблема мести в повести А.С. Пушкина «Выстрел» проведен блестяще молодым учителем Коркиной Светланой Александровной. Все педагоги, присутствующие на семинаре высказали свое мнение, что молодой педагог постаралась показала фрагмент урока творчески, воодушевленно, было видно, как сказала Зуева О.Д., что Светлана Александровна наш человек, попала в эту профессию точно, по предназначению. Пожелаем молодому учителю творчества и успехов.
Задачи по проблемам духовно-нравственного воспитания через преподавание уроков литературы поставлены перед филологами города в начале учебного года. Поэтому. были запланированы открытые уроки для педагогов по данной проблеме в рамках проекта «Литература и жизнь».Школа № 9 им.М.И.Кершенгольца –первая в этом году показала свои уроки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, РС(Я),поэтому мы продолжим цикл открытых уроков и проведение мероприятий для детей, пока по ВКС, а дальше как определит время. Выражаю благодарность МОБУСОШ№9 за проведение семинара, в таких непростых условиях. Но педагоги показали, что они готовы для работы с детьми в любых условиях, в любой ситуации.
Нижник Н.Н.,УО, Заздравных Д.Н.- заместитель директора по качеству образования МОБУ СОШ №9