230 золотых медалей Якутска. Из первых уст о том, как это получилось

Перипетии 2020 года не только пугают, но и удивляют, а в некоторых сферах и радуют.  Так, текущий год стал самым урожайным на золотые медали в истории среднего образования столицы республики.

Золотые рекордсмены

230 золотых медалей «заработали» школьники города Якутска. Это безусловный рекорд. Для сравнения, летом благополучного 2018 года  золотых медалей было 141, в 2019 году –129. А в нынешний, невероятно сложный учебный год, мы получили качественный рывок: на 63% больше по сравнению с 2018 годом. И это, однозначно, феномен, разъяснение которого, скорее всего, ляжет в основу целого ряда научных диссертаций…

С «пятёркой» лидирующих школ с золотыми медалистами особых сюрпризов нет. Позиции хоть и меняются ежегодно, но в основном представлены одни и те же школы.

В этом году первая «пятерка» распределилась следующим образом:

1. МОБУ «Технический лицей» Н.А. Алексеевой – 28 золотых медалистов

2. МАОУ « НПСОШ №2»–24

3. МОБУ  СОШ №5» -16

4. МОБУ  СОШ №17»-14

И пятое место разделили три школы

МОБУ «Якутская городская  национальная гимназия» -12

МОБУ НГ «Айыы Кыһата» -12

МОБУ СОШ №1» – 12

Система Алексеевой

Мы поговорили с руководством первой «тройки» школ. Первый визит к директору  МОБУ «Технический лицей» Н.А. Алексеевой. В этом году здесь 100% результат - медалистами стали все 28 учеников этого выпуска. Согласитесь – невероятный, фееричный результат!

Алексеева Нина Афанасьевна

Директор школы Нина Афанасьевна Алексеева результатом удовлетворена, но не более. Со дня открытия учебного заведения в 1993 году это седьмой по счёту полностью медальный выпуск. Причём, большая часть медалистов здесь куда моложе выпускающихся из других школ.

В этом, по словам Нины Афанасьевны, суть авторской динамической электронной методической системы обучения, которая внедрена в школе. Если в других заведениях о детях, проходящих за год по 2-3 класса, а всю 11- летнюю общеобразовательную программу за 5-6 лет, отзывались бы как о вундеркиндах, то здесь директор называет их интеллектуалами. И замечает, что позволь ей существующая в России система образования, она бы делала детей одарёнными и гениальными. Но пока существующие реалии позволяют развивать только первую ступень её программы—интеллектуалов.

По словам Алексеевой, пандемия коронавируса внесла определённые коррективы в привычный процесс обучения, но на образовательной программе и качестве обучения это не сказалось. Её методика чрезвычайно гибкая и изначально предполагала удалённое обучение, а с развитием современного информационного пространства такая интеграция в образовательные процессы только увеличивается и развивается.

Вместе с тем, она заметила, что золотые медали - это огромный труд не только преподавателей и учеников, но и  родителей. Полное интервью директора об авторской школе и её учениках читайте в следующих номерах нашей газеты.

Результат совместного труда учителя и ученика

Директор МАОУ «НПСОШ №2» Василий Владимиров отметил, что залог успеха в  стараниях самих учеников и фанатизме учителей, уделяющих внимание каждому ребёнку: «Сильная сторона школы - это преподавательский состав. Здесь трудятся не просто профессионалы дела, а патриоты своей школы, преемственность поколений в действии, когда наши ученики, закончившие школу после педагогических вузов, приходят работать в родную школу».

Учителя, по его словам, работали в этот сложный период в онлайн-режиме, не жалея себя и в выходные, и в каникулы буквально с утра до позднего вечера. Сильной стороной школы он также назвал и дополнительное образование, в НПСОШ №2 –  18 кружков и секций. Всё это даёт и общее развитие детей, мотивирует учиться, любить школу, отвлекает от улицы.

«В этом году был сильный выпуск, много призеров олимпиад, и мы рассчитывали даже на больший результат», - признается он.

Медалям не удивлены

«Хороший результат «по золоту» - подтверждение многих лет качественной и упорной работы ученика, а также педагогического состава школы, взращивание в детях духа победителей, лидеров», -  уверена директор СОШ №5 Антонина Кычкина.

Если обратить внимание на личности детей, получивших золотые медали, то это не просто  отличники учебы, а победители и призеры олимпиад и конкурсов разного уровня: регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, республиканского турнира Хакатон, заключительного этапа конкурса «Будущий дипломат», чемпионатов «Что? Где? Когда?», НПК «Шаг в будущее», межвузовских олимпиад, участники Международных интеллектуальных игр 2018 г., победители спортивных соревнований.

«Потому мы и не удивлены, что все они  уверенно сдали государственную итоговую аттестацию, и успешно поступили в выбранные вузы республики, Центра России, Сибири и Дальнего Востока», - говорит директор.

Фактор пандемии

Отдельное интервью нам дал руководитель столичного управления образования Алексей Семенов.

– Алексей Климентьевич, что послужило такому блестящему результату?

– Я сам поражён тому, что может сделать самоизоляция, когда в одной квартире на месяцы запирают детей и родителей (смеется). Первым ничего не осталось, как грызть гранит науки, а другим неусыпно контролировать этот процесс…

Но если говорить серьёзно, пандемия действительно в некотором роде даже помогла тем выпускникам, которые шли на «золото». Во-первых, как правило, рассчитывающие на конкретный результат дети, да и их родители, изначально сверхмотивированные, они знают, что им надо и идут к своей цели прямым путём. И в условиях пандемии у них появилась дополнительная возможность, не отвлекаясь на лишнее, более углубленно заниматься самообразованием.

А во-вторых, школы для старшеклассников активно применили модульную технологию и систему зачетов, что также помогло детям обобщить пройденный материал, сдать зачеты на более углубленном уровне и заслужить оценки «отлично».  Хотя в целом для общего образовательного процесса, всей массы учеников, онлайн-обучение  стало испытанием. Многие родители  отмечают, что надо детей приучать к самодисциплине и самоорганизации.

Мы рады, что Правительство России поддержало претендентов на медали, это было очень важно для детей, их семей, и школ – медали были вручены по итоговым оценкам аттестата.  По общепринятому положению же, медаль «За особые успехи в учении», требовалось подтверждать и соответствующими баллами результатов ЕГЭ по предметам.  ЕГЭ всё-таки очень серьёзный стресс, бывали случаи, когда ученики в силу объективных или субъективных причин (к примеру, ученик чувствовал себя неважно), могли не набрать по требующим предельной концентрации  предметам подтверждающий «пятёрку» балл. И человек даже притом, что все годы учёбы показывал отличный результат, оставался без медали.…  В этом году таких проблем не было.

Не думаю, что это кардинально улучшило показатели,  ведь оценка «отлично» в аттестатах  выставляется как среднее арифметическое шести отметок - полугодовых и годовых за 10-й и 11-й классы по всем учебным предметам учебного плана. Да и о таком сюрпризе мы узнали только в первый день лета.

– Есть «пятерка» школ, где медалистов больше всего и все эти учебные заведения сосредоточены в центре города. Там лучше учителя?

– Я бы не сказал, что в пригородах учат хуже. Если взглянуть на такие показатели, как победители всероссийской олимпиады школьников, у нас прекрасные учителя и в пригородных школах. Тут причины глубинные. В идеале система нашего образования стремится к тому, чтобы дети, допустим, в сибирской деревенской глубинке  получали среднее образование, сопоставимое по качеству и условиям, которое получают москвичи. И это заботит всех, кто работает в системе образования, и тех, кто является его заказчиком – родителей, профессиональное образование, будущих работодателей.

По факту такого нет даже в пределах одного городского образования как Якутск. Факторов, почему так происходит, много. Приведу в пример хотя бы один, когда в одних районах города проживает население с более высоким уровнем достатка и возможностью помочь школе, где учатся их дети, вплоть до лоббирования интересов школы. Есть моменты влияния отдельных личностей, талантливых преподавателей, директоров.

Увы, последних клонировать невозможно, но в плане качества образования перед нами сейчас стоит задача, чтобы в каждой школе были один-два сильных предметника, лидеров, которые поведут за собой остальных.

– Спасибо за откровенные ответы.

 

Аламжи БУДАЕВ

 

Парламентская газета "Ил Тумэн"

sakhaparliament.ru