Опубликованы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2019/2020 учебном году

5 сентября 2019 года Министр просвещения России  О.Ю. Васильева, объявила  пять открытых направлений для тем итоговых сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:

«Война и мир» 150-летие великой книги»,

«Надежда и отчаяние»,

«Добро и зло»,

«Гордость и смирение»,

«Он и она».

Рособрнадзор письмом от 24.09.2019 N 10-888 направил в регионы для региональных органов управления сферы образования, образовательных учреждений,    участников итогового сочинения, а также экспертов, участвующих в его проверке,   методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году, включающие:

— рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов   исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

— рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);

— сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения);

— критерии оценивания итогового сочинения (изложения);

— правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения);

— методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего   образования;

— методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);

— методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

С методическими материалами можно ознакомиться  на официальном сайте Рособрнадзора   (http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php)

и информационном портале ЕГЭ  

(http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/rosobrnadzor/guidelines/

В Методических рекомендациях по подготовке  к итоговому сочинению (изложению)  для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году (далее – Рекомендации) изложены:

— общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), включающий  категории его  участников, порядок подачи заявления,  повторного допуска к написанию итогового сочинения (изложения) и ознакомления с его результатами, сроки и продолжительность написания,   а  также сроки действия итогового сочинения, проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) и предоставления его в вузы в качестве индивидуального достижения;

— порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения);

-особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов;

— особенности формулировок тем итогового сочинения, текстов для изложения;

-порядок проверки итогового сочинения (изложения), включающий требования к сочинению  и требования к изложению.

Так, в Рекомендациях отмечается, что успешное написание сочинения для обучающихся 11(12) классов, экстернов является допуском к ГИА по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны с ОВЗ, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования   в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также    в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

О сроках

В 2019/20 учебном  году  основной срок проведения итогового сочинения (изложения)  — 4 декабря 2019 года.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения, смогут написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней.

О подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения: выпускники текущего года — в школу, где они обучаются; выпускники прошлых лет — в места, определенные региональным органом управления образованием,  экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.

Лица, окончившие образовательную организацию со справкой об обучении, для участия по их желанию   в итоговом сочинении подают заявление в образовательные организации, в которых они восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

О сочинении (изложении)

Конкретные темы итогового сочинения (изложения) будут известны его  участникам непосредственно в аудитории.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Обратим внимание, что во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, а также пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.

Как отмечается в Рекомендациях, если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.

В Рекомендациях также сказано, что в целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся XI (XII) классов, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно, а  в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Рекомендации по подготовке к сочинению содержат также комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год.

В соответствии с  тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

В Рекомендациях приведены несколько примеров комплектов тем, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года, особенности текстов для итогового изложения, порядок проверки итогового сочинения (изложения).

В приложении к Рекомендациям приведены образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года и выпускника прошлых лет, а также инструкции для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения  и инструкции к тексту для итогового изложения.


Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 N 10-888  «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году»

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7173

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила и направила в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году. Рекомендации разработаны для органов управления образованием субъектов РФ, образовательных организаций, участников итогового сочинения и экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения.

Традиционно итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году - 4 декабря 2019 года. Повторно написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения.

Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 и 12 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.

В рекомендациях также изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения), критерии оценивания сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствие теме, аргументацию, композицию и логику рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

2. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

Рекомендации доступны для ознакомления на официальном сайте Рособрнадзора и информационном портале ЕГЭ.

 

Источник:

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзором России  от 7 ноября 2018 г. № 190/1512

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.