Использование психотехнических приемов в период подготовки обучающихся к экзаменам

Форма итоговой аттестации выпускников ЕГЭ стала реальностью в нашем образовательном пространстве. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. ЕГЭ для учащегося – серьезное испытание, требующее психологической поддержки со стороны взрослых. Существует проблема нехватки практически готовых разработанных программ психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. В то же время наличие грамотно организованной психологической поддержки учащихся увеличивает шансы для ребенка на поучение более адекватной оценки за ЕГЭ.

Объект исследования: Психотехнические приемы для подростков сдающих экзамены.

Предмет исследования: Особенности подростков в период подготовки к экзаменам.

Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. По словарю Даль - «Экзамен - испытанье; предложенье вопросов для узнания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его». С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен – проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье. Важно понимать и всегда помнить, что экзамен по любой дисциплине является не только проверкой знаний, приобретенных обучающимися во время его обучения, и проверкой умения их использовать, но и важным звеном во всей цепи обучения ребенка, составляя существенную часть учебного и воспитательного процесса.     М.Ю. Чибисова выделяет три группы трудностей ЕГЭ:

1. Когнитивные трудности.  Трудности связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ.

2. Личностные трудности. Субъективные реакция и состояния.

3. Процессуальные трудности. Связаны с самой процедурой ЕГЭ.

 В работе  с данными трудностями используются следующие методы и приемы: Когнитивные трудности.  Трудности связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ:  Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом;      - Предметная подготовка.

Личностные трудности. Субъективные реакция и состояния:- Позитивное мышление, позитивные стороны ЕГЭ;- Снижение тревоги тренинги, дискуссии, «мозговой штурм», проговаривание страхов, аутотренинг, визуализации, работа с родителями и учителями).

Процессуальные трудности. Связаны с самой процедурой ЕГЭ: - проигрывания;-тренаж.

            Обобщая опыт своей деятельности, я условно выделила три блока использования психотехнических приемов в своей работе в период подготовки обучающихся к ЕГЭ:

Обучение способам и навыкам позитивного мышления

 

Релаксационные психотехники на снятие нервно-психического напряжения

 

Упражнения и приемы совладания с экзаменационной тревожностью обучающихся

 

  • «Ступеньки к успеху»
  • «Календарь радостей»
  • «Волевая мобилизация»
  • Аутотренинг
  • Позитивное декларирование
  • «Мой девиз, моя речевка»
  • «Коллаж желаний»
  • «Вокзал мечты»

 

  • Релаксационные упражнения
  • Аутотренинговые упражнения
  • Элементы массажа и самомассажа
  • Упражнения цикла «Выпусти пар»
  • Цикл «Стресс-менеджмент»
  • Антистрессовая релаксация (рекомендована ВОЗ)

 

  • Переименование
  • «Разговор с самим собой»
  • Метод И.Вульпе
  • Рабочий лист «Моя обучаемость»
  • Приспособление к окружающей среде
  • Тренаж-проигрывания
  • Экспресс-приемы волевой мобилизации

 

План-программа
занятий для обучающихся в период подготовки к ЕГЭ

Цель: Отработка стратегии и тактики поведения обучающихся в период подготовки к ЕГЭ.

Задачи:- Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;

- Повышение стрессоустойчивости, профилактика дистресса;

 - Снятие нервно-психического напряжения.

Методы работы:  групповая дискуссия, «мозговой штурм»,  тренинговые упражнения, работа в группах, медитативные техники, релаксационные упражнения, аутотренинг, визуализация.

Структура программы включает 5 взаимосвязанных тем:

Название тем

Количество часов

1

«Как правильно настроиться и подготовиться к экзаменам?»

2

2

«Как правильно бороться со стрессом?»

1

3

«Эмоции и поведение». «Мой друг. Мой враг»

2

4

«Способы снятия нервно-психического напряжения»

5

5

«Поведение на экзамене»

2

 

всего

12

 

Стратегия работы с детьми различных индивидуальных особенностей

Важно для всех детей:

  • Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий;
  • Помочь каждому ребенку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности
  • Классификация  обучающихся группы риска:
  • «Тревожные» и «неуверенные» дети;  Дети, испытывающие недостаток произвольности и    самоорганизации»; «Астеничные» дети; «Гипертимные» дети; «Застревающие» дети; «Отличники»;   «Правополушарные» дети.
    • «Тревожные» и «неуверенные» дети
  • Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением.
  • Часто перепроверяют сделанную работу, пристально наблюдают за реакциями взрослого, задают множество уточняющих вопросов, переспрашивают учителя.
  • Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы
    • Стратегия поддержки:
  • Важно ситуация создания эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача – поощрение, поддержка.
  • Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Дети, испытывающие недостаток произвольности и    самоорганизации»
  • «Невнимательные», «рассеянные» дети, общий уровень организации деятельности очень низкий.
  • Неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности.
  • Низкая организованность неумение использовать отведенное время.
    • Стратегия поддержки:
  • Важно научить планировать деятельность. Следовать плану. Использовать внешние опоры: часы, песочные часы, линейку.
  • Необходимо привлекать родителей для создания условий организовать деятельность и структурировать время.
    • «Астеничные дети»
  • Высокая утомляемость, истощаемость. Быстро устают, снижается темп деятельности.
  • Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Утомляемость связана с особенностями ВНД и имеет неврологическую природу, возможности коррекции ограниченны.
    • Стратегия поддержки:
  • Не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать.
  • Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся, делать перерывы, достаточно спать.
  • Научить упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.
    • «Гипертимные» дети
  • Быстрые, энергичные, активные. Импульсивны, несдержанны.
  • Быстро выполняя задания, делают небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
    • Стратегия поддержки:
  • Важно научить ребенка проверять свою работу (дистанциировать: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли).
  • Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
  • «Застревающие» дети
  • Низкая подвижность, с трудом переключаются с одного задания на другое. Долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания.
  • Они основательны и зачастую медлительны.
    • Стратегия поддержки:
  • Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше
  • Научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
  • Можно заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.
    • «Отличники»
  • Отличаются  высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.
  • Высокий уровень притязаний.
  • Завышенная самооценка.
    • Стратегия поддержки:
  • Важно помочь детям скорректировать их ожидания.
  • Не допускать переутомления.
  • Работа с родителями.
    • «Правополушарные» дети.
  • Богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий.
  • Испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать.
    • Стратегия поддержки:
  • Учить выделять главное, вчитываться в текст. Особенно в задании группы С.
  • При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

Ожидаемые результаты:

  • Психологическая готовность обучающихся к экзаменам.
  •  Снижение тревожности в период подготовки обучающихся. Снятие нервно-психического напряжения.
  • Развитие навыков преодоления стресса, навыков саморефлексии,  навыков саморегуляции и самоконтроля.
  • Повышение стрессоустойчивости, профилактика дистресса обучающихся.

Таким образом,  психологическая подготовка, отработка стратегии и тактики поведения обучающихся в период подготовки к ЕГЭ осуществляется более успешно, если использовать различные психотехнические приемы в работе педагога-психолога.

Приложение

Основные психотехнические упражнения

для обучающихся в период подготовки к экзаменам.

Цель: Снятие нервно-психического напряжения в период подготовки к экзаменам.

Упражнения на дыхание:

  1. «Счет»,
  2. «Шар»,
  3.  «Купание на радуге»
  4. «Снежинки».

Медитативные релаксационные упражнения:

  1. Упражнение «Цветы»
  2. «Звездная ночь»
  3. «Дивный сад»
  4. «Полет»
  5. «Путешествие на облаке»
  6. «Лесная прогулка»
  7. «Тропический остров»
  8.  «Фантазия»
  9. «Купание на радуге»
  10. «Водопад»: Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц…

И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость…

  1. «Фантазия».Теперь представьте, что вы оказались в том месте, где вам очень хорошо, где вы счастливы. Как можно лучше представьте себе это место…
  2.  «Художники». Представьте себя художником. Сейчас совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет. Выберите те краски, которые приятнее всего для ваших глаз, и нарисуйте картину, которая поможет вам расслабиться…
  3.   «Путешествие на белоснежной яхте». Теперь представьте, что вы идете по пустынному пляжу. Теплый ветер овевает ваше лицо, вы вдыхаете свежий морской воздух. Вам легко и спокойно…Вы подходите к самому берегу, перед вами появляется белоснежная яхта. Вы поднимаетесь на борт. Вы капитан этой яхты, и сейчас вы плывете туда, где вам очень хорошо, где вы счастливы…
  4.  «Пустынный пляж».Представьте, что вы идете по пустынному берегу водоема. Может быть, это морской берег, может, берег реки или озера. Греет ласковое солнышко, дует приятный ветерок. Вы дышите легко и спокойно.
  5.  «Время года».Представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует вам теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а моет быть, первые весенние цветы…
  6. «Вокзал мечты». Цель: формировать позитивный образ будущего, мотивацию на осмысленный и ответственный подход к выбору профессии.
  7.  «Лесная прогулка». Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы. Воздух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой… Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить. Лесная поляна вывела вас на прекрасную поляну, залитую солнечным светом. Здесь так легко и хорошо, здесь вы можете делать все, что захотите. Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь звуками природы. Можете собирать цветы. А можете даже побегать. Окунуться в воду. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать… Прогулка подошла к концу. Оставьте в своей памяти эти приятные ощущения.
  8.  «Путешествие на белоснежной яхте». Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным, и вы наполняетесь приятным чувством покоя  комфорта. Теперь представьте, что вы идете по пустынному пляжу. Теплый ветер овевает ваше лицо, вы вдыхаете свежий морской воздух. Вам легко и спокойно… Вы подходите к самому берегу, перед вами появляется белоснежная яхта. Вы поднимаетесь на борт. Вы – капитан этой яхты, и сейчас вы плывете туда, где вам очень хорошо, где вы счастливы.
  9.  «Время года». Займите удобное для вас положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует вам теплый летний денек, может золотую осень, тихо падающий первый снег, а может первые весенние цветы… Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя, расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.
  10.  «Внутренний луч». Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью человека. Заканчиваем упражнение словами «Я стал(а) новым человеком. Красивым и здоровым! Спокойным и стабильным!»

Упражнения,

развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях.

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в стрессовых ситуациях

  1.  Упражнение «Мой враг – мой друг». Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить на 2 половины правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные  отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение. Например, в левой части вы записали: 1. Отсутствие достаточного жизненного опыта. 2. Резкость в общении. 3. Излишняя поспешность в принятии решений. 4… Продолжая отмеченные качества в строну позитива, в правой части листа можно написать следующее: 1. Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему. 2. Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.
  2.  Упражнение «Ситуация». (также) Н-р, в левой части страницы вы отметили: 1. Проблема осталась нерешенной. 2. Вы испытываете чувство вины. Как только видите человека испытываете сильное раздражение. В правой части вы можете написать: 1. Проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска дополнительной информации для принятия конструктивного решения. 2. Если вы вините самого себя, следовательно вы не утратили способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при построении своего социального статуса. 3. Вы – живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые, непосредственные эмоции.
  3.  Упражнение «Плюсы и минусы». Участники, разделившись на группы (лучше по 4-5 чел.) должны придумать и описать два жизненных события – хорошее и плохое. Например, хорошее – выиграл большую сумму денег в лотерее итд; плохое – не поступил в институт или уронил и разбил ноутбук итд. Необходимо найти в хорошей ситуации три отрицательных и в плохой – три положительных момента. После подготовки представитель от группы озвучивает результаты. (рефлексия: во многих событиях присутствуют и положительные, и отрицательные стороны. Стресс зависит не столько от событий, сколько от того, как мы их воспринимаем. К чему приводит однобокость восприятия? Как ее преодолеть? Что в этом помогает?
  4. Упражнение «Стресс. Что следует делать?». Задаю вопрос: Что чаще всего в нашей жизни вызывает стресс? Грубость в транспорте или магазине, плохие отметки, ссора с близкими, нехватка времени на подготовку к экзамену или ответу итд. Объединяю на группы на основании схожести ситуаций, которые чаще всего вызывают у них стресс. Коротко описать данную ситуацию и подумать, что можно сделать, чтобы она не приводила к стрессу. Необходимо также обсудить, что мешает им так поступать в повседневной жизни. В завершение заполняют таблицу

Ситуация, которая вызывает стресс

Что делается неправильно

Что следует делать

 

 

 

Например:

Ситуация, которая вызывает стресс

Что делается неправильно

Что следует делать

Нехватка времени для подготовки домашних заданий

Пытаюсь делать несколько дел одновременно. Все оставляю на последний момент. Слишком много трачу времени на отдельные незначительные детали, не могу выбрать главное

Распределять дела по степени их важности. Заранее рассчитывать время и силы. Составлять план и четко ему следовать

 После завершения работы в группах участники возвращаются в общий круг и рассказывают о результатах своей работы. Ведущий еще раз зачитывает раздел «Что следует делать». Он обращает внимание на то, что многие рекомендации независимо от ситуации совпадают, например, «сохранять спокойствие», «не спешить», «все обдумать».

  1.  Упражнение «Кодекс жизнестойкости человека». В микрогруппах разрабатывается и обсуждаются правила. Из правил составляется Кодекс жизнестойкости. После обсуждения, внесения изменений кодекс принимается голосованием.
  2. Упражнение «Вокзал мечты».

Цель: формировать позитивный образ будущего, мотивацию на осмысленный и ответственный подход к выбору профессии.

 

Ноговицына Анна Михайловна,

педагог-психолог

 МОБУ СОШ №31 ГО «г.Якутск»

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.