Круглый стол – практикум «Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС»

Круглый стол – практикум 

«Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС»

в рамках муниципальной образовательной экспедиции «Обеспечение преемственности ДОУ и ОУ в контексте ФГОС» 

 

«Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

19.09.2017 г. на базе МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» прошел круглый стол по актуальным вопросам преемственности ДОО и СОШ, в котором приняли участие педагоги дошкольных образовательных организаций Октябрьского округа (№7, 21, 52, 39, 104, 105, 89, 43), также педагоги МОБУ СОШ (ЯГНГ, Айыы кыьата, №6, 20, 35, 28, 9) г. Якутска. Всего 36 участников. Модератором круглого стола выступила Сыроватская У.Г., начальник ОРО УО г. Якутска.

Перед началом круглого стола, заведующий МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» Кириллина Майя Петровна отметила, что наличие  реализации преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Ведь, как правило,  ребенок впервые включается  в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Заместитель заведующей по ОВР МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ»Колмогорова Татьяна Вячеславовна обратила внимание, что преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

Для того, чтобы ознакомить педагогов школ с предметно – пространственной развивающей средой создаваемой в детском саду для формирования детской и инициативы и самостоятельности, был проведена экскурсия по зданию МБДОУ ЦРР – Д/с№7 «Остров сокровищ». Хозяева подробно рассказали гостям о дизайн-концепции, о развивающих задачах, решаемых с помощью дизайна помещений ДОО.

  • педагогам школ, безусловно, хочется иметь представления о специфике развития, обучения и воспитания детей в детском саду. Ведь технологии, применяемые в ДОО для развития детской инициативы и самостоятельности, могут применяться и в СОШ, так как, использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Практическая часть круглого стола – практикума состояла в открытых показах непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительных групп: НОД «Аптаах уу» («Волшебная вода») с применение опытно – экспериментальной деятельности показала воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/с №21 «Кэнчээри» Федотова Светлана Егоровна, НОД «Путешествие по радуге» представила Могдоева Марфа Петровна, воспитатель МБДОУ Д/с№39 «Ромашка», игровой тренинг, направленный на формирование психологической готовности к школе провела Гирсова Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР – Д/с№7 «Остров сокровищ», НОД «Ахсаан алыптаах дойдута» («Волшебный мир математики»)  представила Аянитова Вероника Васильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/с№89 «Парус». Все педагоги поставили перед детьми различные игровые ситуации, в ходе которых решались познавательные, социальные – коммуникативные, речевые, художественно-эстетические задачи.

Преемственность это многоаспектная проблема. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, но, наверно психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности, является одним из важных показателей. Выступление педагога-психолога МБДОУ Д/с№104 «Ладушки» Дмитриевой Н.А. по психологической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с учетом требований ФГОС ДО раскрыл критерии школьной готовности детей 6-7 лет.

Участники круглого стола отметили, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Речевое развитие является одной из самых актуальных направлений деятельности ДОО, и, как выяснилось, и СОШ.. Выступление воспитателя МБДОУ Д/с№43 «Улыбка» Полятинской Т.А. затронуло тему формирования звуковой культуры речи детей 6-7 лет посредством дидактической игры.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Из опыта своей работы по взаимодействию с СОШ №31 выступила Троева С.В., педагог дополнительного образования МБДОУ Д/с№52 «Белочка», член творческой группы по реализации проекта «Тропинка к школе».

Участники круглого стола – практикума живо вели дискуссию, поставили актуальные вопросы преемственности ОУ на этапе подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению, обсуждали пути решения поставленных проблем.В итоге, единогласно было принято следующее решение:

1. Повышение квалификации молодых педагогов ДО и СОШ по данному направлению, через систему организованных мероприятий;

2. Внедрение в ДО портфолио воспитанника, как средство реализации преемственности ДОО и начальной школы;

3. Активно включатьродителей в деятельность по обеспечении преемственности ДОО и СОШ;

4. Систематизировать работу по сотрудничеству ДОО и СОШ через муниципальный проект по организации преемственности ОУ.

5. Включить  в состав творческой группы по работе над проектом от Октябрьского округа Дмитриеву Н.А., педагога-психолога МЮДОУ ЦРР – Д/с №104 «Ладушки».