В СОШ №25 учителями русского языка и литературы и начальных классов проведен городской семинар
23 ноября в режиме видеоконференцсвязи учителями русского языка и литературы и начальных классов МОБУ СОШ №25 был проведен городской семинар для учителей русского языка и литературы «Эффективные приемы при формировании читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в рамках городского проекта «Литература и жизнь».
Семинар начался с кратким ознакомлением руководителя методического объединения Саввиной Нарыйы Ивановны с составом МО Гуманитарного цикла МОБУ СОШ №25. В методическое объединение входят 11 человек. Из них с высшим образованием – 11, учителей с высшей категорий-2, с первой – 6, СЗД- 1, базовую категорию имеют 2 педагога. Педагогический стаж МО: 0-3 лет – 2, с 3-10 лет – 4, от 10-25 лет – 3, выше 25 лет- 2 педагога. Средний возраст составил 37,5 лет. А учителей русского языка и литературы в МОБУ СОШ №25 - 5.
Во время семинара учителя показали приемы читательской грамотности не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках по основам читательской грамотности. Показали преемственную работу с начальной школой заведующая отделением начального образования, учитель 1 «в» класса Волкова Зоя Макаровна и учитель 3 «д» класса Стрелова Мария-Анна Владимировна темой «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе». В своем выступлении они отметили, что работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе. Затем преемственность с начальной школой нам показала Кычкина Мария Дмитриевна с темой «Карточка осмысленного чтения как одна из форм формирования читательской грамотности». Мария Дмитриевна рассказала про карточку осмысленного чтения, который ребенок начал, будучи учащимся начальной школы, и должен эту карточку вести до выпускного класса. Таким образом, благодаря этой карточке должен быть виден мониторинг сформированности читательской грамотности.
Дальше были наглядно показаны приемы читательской грамотности с демонстрацией фрагмента уроков литературы и читательской грамотности.
С темой «Использование приемов «Мозаика» и «Реконструкция текста» на уроках читательской грамотности». Валентина Витальевна показала такие эффективные приемы как «Мозаика», «Реконструкция текста». Валентина Витальевна отметила, для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он носит интересное название - «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Такое «Письмо» подойдет для контроля усвоения материала на уроке, для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее, в качестве проверки домашнего задания, а также рефлексии. Еще один продуктивный прием работы с текстом «Мозаика» Сложение целого текста из частей. Этот прием может быть эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста” и тд. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. После выступления наглядно были продемонстрированы фрагменты уроков, в котором использовались эти приемы.
Затем выступила Саввина Нарыйа Ивановна с темой «Синквейн как прием формирования читательской грамотности на уроках литературы». Она отметила, что при использовании данного приема у учеников могут возникнуть затруднения, связанные с осмыслением темы, ее анализом, подбором слов и метафор, страхом ошибиться. Поэтому важно выбрать такую тему для синквейна, которая интересна учащимся, которая побуждает их к творческому переосмыслению. Для помощи школьникам можно задавать наводящие вопросы, помогать им в расширении словарного запаса.
Синквейн можно применять еще до ознакомления с новой темой: это поможет учителю понять, что детям уже известно, и скорректировать подачу материала. На стадии осмысления нового синквейн помогает разнообразить учебный процесс, отвлечься на игровую деятельность. В процессе рефлексии составленный учениками синквейн даст понять учителю, насколько они усвоили новую тему. Синквейн, как методический прием, развивает навыки осознанного чтения, творческие способности и образное мышление учащихся, умение емко выражать свои мысли, способность анализировать, воображение и интерес к новому материалу, словарный запас. После выступления также был продемнострировано видео фрагмента урока литературы в 5 классе. Ребята составили синквейн на тему «Герасим».
Замкнула список выступавших Бянкина Марина Родионовна с очень актуальной на сегодняшний день темой «Приемы читательской грамотности при подготовке к ГИА». Она рассказала про приемы «Инсерт» и «Денотатный граф». Инсерт – это интерактивная система записи с использованием условных обозначений. Денотатный граф – это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Эти приемы помогут при подготовке к итоговому собеседованию, при подготовке к заданиям №1,6,9 ОГЭ. Также они помогут при сдаче итогового сочинения и ЕГЭ (в заданиях №1,22,27).
К концу семинара выступили с предложениями и рекомендациями Нижник Надежда Николаевна. Надежда Николаевна отметила, что можно было бы сделать деятельность учащихся более активной, призвала учителей СОШ №25 активно участвовать в методической жизни городского МО учителей русского языка. Также послушали мнение руководителя городского МО учителей русского языка и литературы Андреевой Татьяны Сергеевны, которая обратила внимание на преемственную связь с начальной школой, что стала новизной данного семинара. С положительными отзывами поделилась учитель русского языка и литературы из городской гимназии, Анна Михайловна. Она выделила, что семинар является очень полезным для молодых педагогов, что имеет практическую значимость, отметила систематическую работу над лексикой учителей СОШ №25.
В завершение анализа хочется сказать, что в дальнейшем при организации семинара обратим внимания на недочеты, учтем все рекомендации и предложения.
Руководитель МО Саввина Н.И.